Семинар-практикум для педагогов
Сторителлинг или как научить дошкольников
рассказывать истории с использованием
продуктивной деятельности
Плюта Маргарита Викторовна
Современный мир диктует нам новые подходы к образованию и воспитанию дошкольников. Неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных дошкольников. Сегодня, наряду с традиционными методами и приёмами, на помощь приходят инновационные, одним из которых является сторителлинг.Термин «сторителлинг» означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных героях.
Цели сторителлинга
- захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории;
- вызвать симпатию к герою;
- донести основную мысль истории.
Научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию
Заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии
Обогатить устную речь дошкольников
Облегчить процесс запоминания сюжета
Эффективен в процессе рассуждения, вызывает у детей большой интерес, развивает фантазию, логику.
Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время
Какой должна быть история?
Конкретной Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам
Простой Она должна быть похожа на сказки или притчи
Реалистичной. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят.
Эмоциональной Отклик детей на событие создают особую атмосферу повествования.
История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные
Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.
Структура историй состоит из традиционных частей
- Вступление (короткое, постановка вопроса, обозначение
проблемы, которые должны вызвать у слушателя интерес) - Развитие событий (эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении).
- Кульминация (когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы; тайна раскрыта; в конечном итоге находится решение).
- Заключение (итог рассказа – как в басне мораль).
При использовании активного сторителлинга, педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, а слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. При этом используется конверт-доска. Конверт-доска (от англ. Сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему (в качестве доски можно использовать доску для лепки), сл.8. Некоторые персонажи изготавливаются заранее, некоторые создаются в процессе истории.
Педагогам предлагается придумать историю, используя интерактивную конверт-доску.
Итак, историю начинаем таким образом: «Однажды маленькая дождевая тучка плыла по небу, а по дороге шёл мальчик…
Вариант истории: Захотела тучка поиграть с мальчиком и брызнула на него своими каплями. Он рассердился и убежал. Тогда тучка увидела кошку, собаку, девочку и брызнула в них своими каплями. Кошка сразу прыгнула на дерево. Собака залезла под машину, а девочка раскрыла красивый зонт. Все спрятались. Поплыла тучка дальше. Увидала она полянку, а на ней много цветов, грибов и ягод. Стала она их поливать своими каплями. Рады были цветы. Стали ещё быстрее расти грибы. Наливались сладким соком ягоды...
Заключение.
Здесь речевое творчество безгранично. Используя конверт-доску в рамках заданной темы, дети могут самостоятельно вылепить себе персонажа, наделить его различными чертами характера, выразить своё отношение к поставленной в начале проблеме. Воспитатель выступает в качестве такого же участника, придумывания истории, как и ребёнок. Историю по желанию детей или воспитателя всегда можно изменить, удалить персонажа или, наоборот добавить нового. Когда совместная история составлена, желающие могут её повторить (пересказать).
Рефлексия.